Чтобы не прерывался и не искажался заповеданный узор

14.12.2012

О романе Михаила Попова «Свиток»
Новую книгу Михаила Попова «Свиток» читаешь, словно проживаешь жизнь, и не одну – несколько долгих и насыщенных жизней. Роман велик по объёму, а его содержание многократно этот объём превышает. Происходит это благодаря необычайной плотности повествования, насыщенного событиями, персонажами, яркими образами, а также своеобразному композиционному построению романа, действие которого развивается не только линейно, «по горизонтали», но и вглубь, «по вертикали», причем вертикаль эта устремлена и в прошлое, и в будущее, а взгляд автора стремится охватить всю историю человечества. И при этом «Свиток» – не холодное умозрительное построение, а живое творение, глубоко реалистическое, во многом документальное, убедительное в своей правдивости, а сопряжение жизненной достоверности с притчевостью, символичностью, поэтическим мифологизмом оказывается органичным и обогащает художественный мир произведения.

Главных героев в «Свитке» два: это моряк и сценарист Михаил Русанов, наш современник, и его великий земляк Михаил Ломоносов, о котором пишет Русанов. Главы, по-священные Ломоносову, можно собрать воедино и издать отдельной книгой – получится глубокое, яркое и цельное произведение, достойное его героя. Самостоятельный интерес представляют и главы, написанные от лица Михаила Русанова, – это тоже законченное, интересное и содержательное повествование. Но объединение двух жизнеописаний рамками одного романа даёт не сумму, какая возникает в результате сложения, а итог, получающийся при умножении или даже возведении в степень. Произведение приобретает та-кую масштабность и такую глубину проблематики, что позволяет говорить о нём как о выдающемся явлении современной русской прозы. <…>

Елена ГАЛИМОВА,
(“Наш современник”, 2009. №10)

Комментарии закрыты.